Занятие 4
МЕНЕДЖМЕНТ. ПРОЕКТ. ПРОДУКТ
. <дописать, когда урок будет готов>
Менеджмент
Менеджмент — это управление, а менеджер, соответственно, — управленец. Существует очень много видов менеджмента, например:

— управление персоналом;
— стратегическое управление;
— операционное управление;
— управление рисками;
— управление активами (инвестиционный менеджмент).

Руководителей компании называют топ-менеджерами. Это могут быть, например, коммерческий директор, технический директор, директор по развитию. Любой руководитель отдела (вертикального звена) — менеджер.

В этом занятии мы затронем темы управления персоналом, а также проектный и продуктовый менеджмент.
Функции руководителя
Ставит цели команде. Какого результата она добиться и к какому сроку.
Планирует работы. Кто, когда и чем будет заниматься.
Организует бизнес-процессы и контролирует их выполнение.
Мотивирует персонал хорошо работать. Вдохновляет и ведет за собой.
Делегирование
Делегирование — это передача полномочий и ответственности. Начинающие руководители обычно испытывают проблемы с делегированием. Страх того, что подчиненный не справится со сложной задачей заставляет руководителя оставлять все самые ответственные задачи себе, но так ни бизнес, ни сотрудники не смогут развиваться.

После того, как вы договоритесь с сотрудником о работе, которую надо выполнить, определите критерии оценки результата. Позвольте человеку самому выбирать методы и инструменты реализации задач. Дайте ему понять, что теперь вся ответственность за результат лежит на нем, но обязательно оставайтесь доступны: если ему понадобится помощь или возникнет вопрос, сотрудник должен знать, что может на вас рассчитывать. Не поддавайтесь соблазну предлагать сотруднику решения, выразите ему доверие.
Постановка задач — следующая после делегирования проблема молодых руководителей.

Независимо от того, на каком этапе находится ваш бизнес, пользуетесь ли вы таск-трекером или нет, всегда фиксируйте задачи. Если вы даете поручение устно, всегда будут возникать недоразумения. Для того, чтобы не возникало непониманий проговорите задачу, а потом запишите ее и удостоверьтесь, что сотрудник правильно все понял.
S.M.A.R.T. переводится как «умный» и одновременно является методом постановки задачи и аббревиатурой от слов:

— specific («конкретная»);
— measurable («измеримая»);
— achievable («достижимая»);
— relevant («релевантная цели», «актуальная»);
— timely или time bound («ограниченная по времени»);
Сравните
Нужно повысить мотивацию сотрудников, чтобы они стали работать лучше.
Опросить сотрудников и составить список проблем, с которыми они сталкиваются. Выяснить, какие изменения могли бы мотивировать их работать эффективнее. Сделать к 1 марта.
Увеличить продажи за счет привлечения новых клиентов.
Сделать так, чтобы каждый сотрудник к концу году заключал бы не менее 10 договоров с новыми клиентами.
Увеличить количество переходов на корпоративный сайт.
Увеличить количество переходов на сайт из групп в социальных сетях на 15% к 1 июня.
Ключевые показатели эффективности
KPI (key performance indicators, «ключевые показатели эффективности») — метрики, которые показывают, насколько эффективно компания/отдел/сотрудник выполняют поставленные цели.

Работа с фиксированной зарплатой (или же с бонусами, назначаемыми руководителем субъективно) демотивирует сотрудника: ему незачем работать лучше, если он знает, что все равно получит в конце месяца одну и ту же сумму (или руководитель может быть в плохом настроении и не дать бонус). Мотивация растет, когда сотрудник точно знает, что при достижении определенных результатов, он точно заработает больше. Для этого результаты обязательно должны быть измеримы: в числовом формате или в формате «да/нет» (цель достигнута или нет и мы может объективно это оценить). Показатели также должны быть достижимы — если у сотрудника нет возможности (например, полномочий или нужного оборудования или требуемые показатели просто сильно завышены), то такая система KPI работать не будет.

Примеры:

— маркетолог получает оплату за количество лидов, которые он привлек за месяц;
— продавец, который получает зарплату в зависимости от того, сколько он продаст за месяц (а если закроет больше 10 сделок, то с каждой следующей будет получать больший процент);
— автор онлайн-курса получает оплату за разработанный учебный модуль (а если студенты хорошо оценят модуль, например, его рейтинг будет выше 4.5/5, то автор получит бонус).

KPI отдела зависит от эффективности действий руководителя отдела, KPI всей компании — от генерального директора.

Оценка эффективности, достаточно сложная задача (нужно учесть много факторов), однако при выстраивании малого бизнеса, лучше сразу подумать о KPI.
Не для всех сотрудников получится придумать KPI. Например, вы вряд ли сможете платить по результатам офис-менеджеру, потому что сложно измерить его эффективность какими-либо объективными метриками (например, «насколько вкусные печеньки он купил в офис» — показатель субъективный).

Продумывая KPI, не забывайте про ограничения. Если вы, например, ведете проектную деятельность (об этом подробнее ниже) и ваш менеджер завязан на финансовые результаты проекта, при достижении всех метрик (максимальной эффективности) он все равно не должен получить все заработанные на проекте деньги. Не должно быть ситуации, когда руководитель отдела получил бонусом всю прибыль, которую принес отдел.

Иногда под KPI может подразумеваться сдельное сотрудничество. Старайтесь сразу нанимать сотрудников, придумывая всем, кому возможно, показатели эффективности: так вы никогда не окажитесь «в минусе», к тому же, если ваши сотрудники привыкнут работать за фиксированный оклад, позже сложнее будет перевести их на KPI. Когда сотрудник замотивирован на известные показатели, он становится не просто сотрудником, а вашим партнером.
ВАЖНЫЕ ТЕРМИНЫ
ПРОЕКТ И ПРОДУКТ
Рассмотрим, чем отличается проект от продукта. Ваша компания будет работать с проектами или продуктами?
Проект — это деятельность с определенным ожидаемым уникальным результатом, ограниченная бюджетом и сроками.

Проект — это временное предприятие.

Примеры проектов:

— строительство университета;
— разработка компьютерной игры;
— издание книги.

Проджект менеджер (project manager) занимается:

— сбором требований;
— планированием работ;
— постановкой и контролем выполнения задач;
— контролем бюджета;
— коммуникациями с заказчиком.

Продукт — это результат деятельности, который представляет ценность рынку. Это может быть товар или услуга.

Продукт — это уже готовый результат проекта.

Примеры продуктов:

— бутылка вина в магазине;
— приложение для заказа такси;
— пакетный тур в Египет.


Продакт менеджер (product manager) занимается:

— анализом аудитории продукта и функций, которые важны для нее;
— исследованием рынка и конкурентов;
— формированием и тестированием продуктовых гипотез;
— определением приоритетов задач.




Управление проектами
Каскадная методология (Waterfall)
Рассмотрим, как работать с проектами по каскадной методологии. Еще ее называют «водопадной», «классической».
Этапы работ
Требования
Сбор требований к проекту, планирование сроков, предварительный расчет бюджет.
Проектная документация
Формализация требований в виде «Технического задания». Может включать схемы, прототипы интерфейсов, чертежи и т.д.
Реализация
Работа над проектом: если строим дом —завозим бригаду и материалы на участок и начинаем строить; если делаем приложение для смартфона — рисуем дизайн и пишем код.
Тестирование
Проверяем продукт на соответствие требованиям, которые мы зафиксировали на этапе «Проектная документация»
Запуск
Вводим проект в эксплуатацию, «сдаем» дом заказчику или публикуем приложение для смартфона в маркетплейсе.
Когда использовать
Каскадную методологию стоит применять, когда мы хорошо представляем, как должен выглядеть конечный результат работ. Например, это может быть строительство моста через реку. Мы точно знаем, что после того, как мы проектная документация будет завершена и начнется строительство, мы уже не будем вносить в проект изменения. При работе по каскадной методологии требования к проекту должны быть сформулированы как можно детальнее.
Диаграмма Ганта
Нужна для планирования бюджетов и сроков.

В строках таблицы перечисляются этапы работы над проектом — те, что указаны выше, но, как правило, более детализированные. Например, в «Проектную документацию» могут входить этапы: «Проектирование интерфейсов» и «Написание технического задания»

В столбцах таблицы указываются сроки. Один столбец соответствует некоторому минимальному сроку выполнения работ. Например, неделя, или месяц.

График работ состоит из закрашенных участков. Длина отрезка — продолжительность работ.
Преимуществом этой методологии является прозрачность: мы можем достаточно точно оценить сроки и стоимость работ, которые предстоит выполнить.
Недостаток: если все-таки в процессе работы выясняется, что требования изменились или что-то не учли, то стоимость переработки может быть очень высокой.
Гибкая методология (Agile)
Используется как при разработке проектов, так и при развитии продуктов. Agile — это обобщающий термин, он включает подходы и практики, основанные на манифесте гибкой разработки.
Ценности Agile
Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
MVP (Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — это версия продукта, в которой реализован минимальный набор функций, достаточный для запуска или демонстрации ранним (первым) пользователям.
Scrum — методология управления семейства Agile
Чем меньше людей в команде, тем проще сделать так, чтобы все поняли друг друга.
В скраме работают маленькие команды: в среднем от 5 до 9 человек. Классический вариант: 7 человек. По статистическим данным, если в группе работает больше человек, то скорость работы падает. Именно так: дополнительные исполнители заставляют группу работать медленнее.

Дело в том, что при подключении новых людей количество коммуникаций увеличивается в геометрической прогрессии. Мы можем удерживать во внимание ограниченное количество объектов (в данном случае — людей), и чем их становится больше, тем меньше становится наша эффективность. Поэтому в скраме сотрудники дробятся на маленькие команды.
Спринт — это временной промежуток (как правило, в 1 или 2 недели), за который команда должна сделать небольшую, но работающую часть продукта.

Спринт переводится как «бег на короткую дистанцию».
Рабочий инструмент
Scrum-доска
Состоит из трех колонок: «сделать», «в работе» и «сделано». Задачи в виде цветных стикеров каждый спринт передвигаются из колонки в колонки под руководством скрам-мастера и владельца продукта.
Скрам-мастер обеспечивает эффективность процесса. Его основная задача — вести команду к непрерывному совершенствованию и регулярно искать ответ на вопрос «Как нам сделать еще лучше то, что мы уже делаем хорошо?».
Владелец продукта (product owner) решает, какая будет концепция проекта, несет ответственность за постановку задач, определяет приоритетность. Владелец продукта работает с бизнес-требованием. Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Команда занимается непосредственно разработкой и включает специалистов: это могут, быть, например, программисты, дизайнеры, тестировщики.
Когда использовать
Методология Скрам применяется, когда высок уровень неопределенности — в начале работ мы только примерно представляем, что хотим получить. Изначально методология применялась в основном в IT-проектах и стартапах, но сейчас, из-за высокой динамики рыночных изменений, применяется в разных областях.
Custdev и глубинные интервью
Customer development («развитие пользователей») — процесс получения инсайтов от пользователей для создания, проверки и оптимизации идей развития продукта с помощью интервью и структурированных экспериментов.
Проблемное интервью направлено на выявление потребности: мы хотим понять, есть ли потребность в нашем продукте (считает ли потенциальный пользователь, что у него есть проблема, которую надо решить).
Решенческое интервью проводится, когда у нас уже есть прототип продукта (интерфейсы или, например, презентация) и мы хотим выяснить, решает ли он задачи пользователя.
Как проводить продуктовое интервью
Лимит времени
Ограничьте интервью 40 минутами и старайтесь не выходить за этот лимит.
Аудитория
Вам понадобится 10-20 заинтересованных респондентов, потенциальных потребителей продукта.
Эмоции
Докопайтесь до сильной эмоции: в этот момент вы и получите инсайт. Узнайте, что очень сильно раздражает пользователя.
Не говорить о будущем
Не используйте вопрос в стиле: «Стали ли бы вы использовать...?». Почти всегда вам ответят «да», но это не будет правдой.
Когда последний раз?
Вместо вопросов о будущем, спрашивайте о прошлом: «Когда в последний раз вы искали расписание поездов в интернете?»
Факты
Как потребитель сейчас решает проблему? Есть ли вообще проблема?
Задание

Поразмышлять


Прочитайте статью. Подумайте, что эти ребята делают хорошо, а что плохо?

Ваш бизнес-проект

1. Если ваша деятельность — проектная, нарисуйте диаграмму Ганта с этапами работ для типового проекта вашей компании. Если вы разрабатываете продукт, составьте список вопросов для проведения глубинного интервью.

2. Продумайте систему KPI для ваших сотрудников.

3. Когда вы наймете первых сотрудников, какие задачи вы будете ставить им? Сформулируйте 1-2 задачи.
Материалы
Ранг «Младший джедай»


Ранг «Падаван»

  • «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя», М. Батырев.
  • «Scrum. Революционный метод управления проектами», Д. Сазерленд.
  • «Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development», С. Альварес.

Ранг «Магистр»

  • «Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов», С. Бланк.
    Инструменты
    • Trello — облачное приложение для управления проектами. Поддерживает концепцию scrum-доски.