Занятие 6
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
Научимся моделировать бизнес-процессы, рисуя схемы, а также изучим простую и удобную нотацию моделирования.
Бизнес-процесс
Бизнес-процесс — это повторяющаяся последовательность действий сотрудников компании.

Например:
— подписание договора с клиентом
— найм нового сотрудника
— оформление заказа клиентом
— подготовка коммерческого предложения
— верификация лида

Процессный подход
BPMN (Business Process Model and Notation)
Нотация, позволяющая описывать бизнес-процессы в виде диаграмм.
События
Событие — это когда у нас что-то случилось. События обозначается кружками. Как правило формулируется в виде завершенного действия. События бывают трех типов.
Стартовое
Инициация (начало) процесса. Например, «официант получил заказ» или «клиент написал сообщение в поддержку».
Промежуточное
Условие, при выполнении которого процесс может двигаться дальше. Например, «клиент оплатил заказ» или «курьер забрал посылку».
Конечное
Завершение процесса. Например, «отправка заказа клиенту» или «сохранение данных после выполнения алгоритма программы».
Задачи
Задача — простое действие или операция; это то, что нужно сделать. Обозначается прямоугольником со скругленным углом. В нотации BPMN мы также можем группировать задачи в подпроцессы. Это удобно, когда мы рисуем несколько схем и хотим в одной из них показать глобальный процесс, а дальше детализировать каждую задачу. В этом случае в прямоугольник внизу добавляется иконка +

Задача формулируется в виде несовершенного действия, требования
Поток управления
Обозначается черной стрелкой, которая показывает последовательность действий.
Соединим событие и задачу. Процесс начинается со стартого события «Заказ принят», после чего нужно выполнить задачу: «Передать заказ на кухню».
Пулы и дорожки
Чтобы показывать взаимодействия сотрудников, клиентов и отделов компании, нам нужно понимать, кто совершает действия. Для этого используются «дорожки», их мы обычно подписываем должностью (но это может быть, например, и информационная система, которая обрабатывает какие-то данные).
Если мы хотим показать, как сотрудники взаимодействуют в рамках нашей компании или какого-то отдела, воспользуемся «пуллом» — бассейном.
Шлюз (логический оператор)
Часто нам нужно показать варианты, которые зависят от условий. Шлюз — это контрольная точка, которая используется в случае ветвления процесса.
Задания

Попрактиковаться
Процесс начинается с получения заявки с вашего сайта. Менеджер по продажам перезванивает клиенту: если тот подтверждает заявку, менеджер создает лид в CRM, если клиент не берет трубку, то менеджер пишет ему письмо на почту. Нарисуйте схему процесса в нотации BPMN.

Подумать
1. Чем отличаются процессный, проектный и продуктовый подходы?
2. К какой букве в методологии Адизеса вы отнесете моделирование бизнес-процессов? Почему?

Ваш проект
Выделите и перечислите список бизнес-процессов, которые будут в вашей компании. Из них выберите 1-2 самых важных и нарисуйте их в виде BPMN-диаграмм.

Материалы
Ранг «Младший джедай»


Ранг «Падаван»

  • «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить», М. Рыбаков

Ранг «Магистр»

  • «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление», В. Репин.
Инструменты
Бесплатный редактор BPMN: https://bpmn.io